Розничные рынки

В соответствии с пунктом 3.50 Положения о министерстве сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее – министерство), утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 27.08.2008 № 57-п, к компетенции министерства отнесено полномочие по формированию и ведению реестра розничных рынков на территории края.
Правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков на территории Красноярского края, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006
№ 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее – Федеральный закон), Законом Красноярского края от 25.05.2007 № 1-32 "Об организации розничных рынков на территории Красноярского края" (далее – Закон Красноярского края), Законом Красноярского края от 26.01.2017 № 3-396 "О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Красноярского края и муниципальных образований края", постановлением Совета администрации края от 29.05.2007 № 205-п "Об утверждении плана организации розничных рынков на территории Красноярского края" (далее – План), постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.05.2007 № 195-п "Об утверждении форм разрешения на право организации розничного рынка, уведомления о предоставлении разрешения на право организации розничного рынка, уведомления об отказе в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка" (далее – Форма), постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка" (далее – Правила), приказом министерства от 09.04.2018 № 216-о "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра розничных рынков, организованных на территории Красноярского края» (далее – Порядок).
Розничные рынки – важные объекты торговой инфраструктуры, среди которых первостепенная роль принадлежит специализированным сельскохозяйственным и универсальным продовольственным рынкам.
Продовольственные рынки – это важнейшие источники по снабжению людей свежими продуктами, проверенными в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка. Также они гарантируют места в закрытом (теплом) помещении сельхозтоваропроизводителям, фермерам, гражданам, занимающимся личным подсобным хозяйством, для реализации собственной продукции.
Законом Красноярского края № 3-396 от 26.01.2017 "О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Красноярского края и муниципальных образований края" установлен норматив минимальной обеспеченности населения торговыми местами по продаже продовольственных товаров на розничных рынках (0,82 торговых места на 1 тыс. человек) для Красноярского края и входящих в его состав муниципальных районов и городских округов (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Целью норматива является обеспечение организации современных сельскохозяйственных и других продовольственных рынков, преимущественно с максимально их шаговой доступностью для населения Красноярского края.
На территории Красноярского края розничный рынок организуется в соответствии с Планом, которым предусмотрены места расположения рынков, их количество и типы.
Места расположения предполагаемых рынков на территории Красноярского края определяются органами местного самоуправления Красноярского края.
Рынки на территории Красноярского края могут быть организованы юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения на право организации рынка (далее – разрешение).
Органом местного самоуправления Красноярского края (далее – орган местного самоуправления) разрешение, уведомление о предоставлении разрешения или уведомление об отказе в выдаче разрешения выдаются в соответствии с Формой и в порядке, предусмотренном Правилами.
Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией.
Информацию о выдаче, переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении, аннулировании и продлении сроков действия разрешений орган местного самоуправления предоставляет в министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее – министерство). На основании полученной информации министерство в установленном Порядке формирует и ведет реестр рынков розничных рынков, организованных на территории Красноярского края (далее – Реестр).
Сведения, содержащиеся в Реестре, размещены в открытом доступе на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края www.krasagro.ru
Требования к организации розничных рынков на территории Красноярского края установлены в соответствии с Федеральным законом и Законом Красноярского края.
С 01.01.2013 года оборудование и застройка рынков на территории Красноярского края, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, осуществляется управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона (требований к планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений) и исключительно в капитальных зданиях, строениях, сооружениях. В отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков Красноярского края, расположенных на территориях городов с численностью населения свыше 1 млн. человек (г. Красноярск) вышеуказанные требования применяются с 01.01.2016 года, на остальных территориях – с 01.01.2020 года.
Деятельность рынков, размещение которых не отвечает требованиям законодательства, должна быть приостановлена. В тоже время существует возможность перевода такого рынка в иной формат торговли (ярмарка, торговый комплекс).
Федеральным законом предусмотрено оформление паспорта безопасности, подтверждающего соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности.
Таким образом, рынки способны обеспечить ежедневный контроль за реализуемой продукцией, что благоприятно отразится на санитарно-эпидемиологическом режиме края, а наличие паспорта безопасности снизит вероятность угрозы террористического характера, что на сегодняшний день крайне важно.
Организация рынков на текущий период времени – одна из приоритетных задач министерства.